Церковь Тиграна Оненца имени святого Григория Просветителя
В восточной части южной стены церкви имеется большая надпись на армянском языке, в которой, в частности, говорится следующее: «В году 664 (1215), с благоволения и по милости господа, когда властителем этого города Ани был могучий и сильный Закариа, я, Тигран, слуга божий, сын Сулема Смбаторенца из рода Оненцев, желая долгой жизни моим повелителям и их детям, построил этот монастырь Святого Григория (назвав его так по имени старой часовни Святой Богородицы), на месте, находящемся на краю обрыва и поросшем лесом, которое я выкупил у владельцев за счёт своего законно нажитого состояния и с большим трудом и затратами обеспечил ему защиту со всех сторон. Построил я эту церковь в честь святого Григория Просветителя и придал ей много украшений …
Как уже отмечалось в исторической справке, это время Ани входил в состав Грузии, поэтому внутренне убранство этой церкви было разработано в соответствие с традициями грузинской православной церкви (в частности, думается, что фрески внутри здания должны были бы быть нарисованы грузинскими мастерами).
С наружной стороны куполообразный прямоугольный дизайн церкви как бы повторяет архитектурный стиль кафедрального собора, только в меньших масштабах. Изнутри церковь выглядит совершенно иначе и похожа на другие церкви позднего средневековья. Этот стиль иногда называют «куполообразным залом», когда имеется как бы единый корабль церкви, состоящий из трёх секций с куполом над центральной. Усиленные вертикальные пропорции церкви, особенно заметные изнутри и по имеющей крутой уклон конической крыше над куполом также являются характеристикой этого периода.
По всем четырём сторонам церкви проходит сплошная сводчатая галерея. Пространство над сводом между аркадами заполнено богато украшенной резьбой с изображением животных, реальных и вымышленных, стоящих между повторяющейся растительностью. Подобного рода аркады и декоративные ленты обрамляют барабан купола, над которыми располагается вторая лента с ажурными геометрическими узорами, опять таки типичными для церквей 13-ого столетия.
Внутренняя часть церкви была вся покрыта фресками, нарочито публично демонстрирующими разницу со строгим аскетизмом более ранних зданий в Ани и не очень соответствовавшими имевшемуся в начале 13 века шаткому политическому и экономическому состоянию Армении. Преобладали две основные темы: жизнь Иисуса Христа и жизнь Григория Просветителя. На куполе можно увидеть повреждённую картину Вознесения в форме тела Христа, которое несут на себе четыре ангела, под которыми изображены Мария и 12 апостолов. Восточная половина церкви содержит сцены Благовещения, Рождества, вхождения в Иерусалим и другие сцены из жизни Иисуса. Западная часть содержит фрески с описанием 16 сцен из жизни Григория Просветителя, в том числе додртадовского периода, среди которых, в частности имеются сцены различных пыток, которые он выдержал, в том числе знаменитое заточение в яме, полной скорпионов и змей. Здесь можно увидеть сцену мученичества Святой Рипсиме, сцены крещения Царя Армении Дртада III, Царей Грузии, Абхазии и Кавказской Албании и другие.
Перед церковью стоит притвор немного более позднего времени, уже сильно повреждённый. Он был открыт с двух сторон и включал часовню, стоявшую вдоль его северной границы. Арочные проёмы притвора были сочленены с хорошо вырезанными зигзагообразными лепными украшениями и лежали на капителях подобно современным мусульманским зданиям. Изнутри притвор (в том числе фасад церкви) был тоже весь покрыт фресками. Все эти фрески сейчас находятся в плачевном состоянии вследствие воздействия погодных условий. На стене церкви над входом и чуть правее находится изображение распятия Христа. Напротив — изображение плачущей Марии.
Тигран Оненц был одним из немногих наиболее богатых купцов того времени, наживших себе бесчисленные богатства в основном за счёт торговли. Хотя эти люди и называли сами себя «баронами», ни один из них, в сущности, не обладал ни сколько-нибудь существенной политической, ни военной властью, чтобы сохранить своё богатство, а вместе с ним и Ани.