Языческий храм

Фундамент этого необычного здания был найден одной из экспедиций Николая Марра во время раскопок 1909 года. К сожалению, после первой мировой войны этот объект не был нанесён на карты и описания Ани и, как правило, игнорировался. Похоже, что, то, что удалось тогда раскопать, было либо останками зороастрийского храма огнепоклонников начала первого – середины четвертого веков нашей эры, либо открытым мартирионом 4-ого или 5-ого веков. В Армении было много подземных мартирионов, но нет известных примеров открытых. Чем бы оно ни было, в любом случае – это, судя по всему, самое древнее сооружение в Ани, хоть как-то дошедшее до наших дней и, если речь идёт о храме огнепоклонников, то это доказывает существование, по крайней мере, одного реального здания в Ани, принадлежавшего дохристианскому периоду его истории. Позднее это сооружение переделали в часовню, вставив сводчатые стены между его четырьмя колоннами.

То, что мы можем сегодня увидеть, это четыре коротких и мощных круглых колонны, диаметром 1,3 метра каждая, стоящих на цилиндрических основаниях большего диаметра. Эти колонны отстоят друг от друга на расстоянии 1,8 метра, так что как бы формируют квадратную площадку. Колонны не монолитны, а собраны из каменных блоков меньшего размера. Сверху колонн имеются плоские капители, которые тоже состоят из трех или четырёх частей. Российские, а в 1998-1999 годах и турецкие археологи, не нашли никаких явных свидетельств наличия кровли у здания, однако такие массивные колонны, скорее всего, предполагали каменную крышу. Под этой крышей в центре квадратной площадки, по-видимому, размещался алтарь. Во время экспедиции Марра был сделан чертёж, демонстрирующий как, предположительно, мог выглядеть этот языческий храм. Справедливости ради заметим, что с равной вероятностью была возможна плоская крыша. В неизвестное для нас время храм был переоборудован под небольшую часовенку путём установки четырёх сводчатых стен-перегородок между колоннами. Работа была сделана довольно топорно, так что до наших дней эти стены практически не дожили, хотя ещё при Николае Марре доходили аж до капителей. В южной стене есть дверь. Уровень пола между двумя восточными колоннами несколько приподнят, чтобы создать бему, передняя часть которой покрыта орнаментом сплошной сводчатой галереи четырёх арок.

Турецкая экспедиция откопала части некоторых окружающих храм строений, в частности стены напротив входа в часовню. Эти стены тоже были построены некачественно и тоже были обрушены на уровне ниже половины высоты часовни. Судя по всему, они были выстроены также после того, как храм превратили в часовню. Похоже, что эти стены служили забором, отгораживающим небольшой внутренний двор. Представляется, что перед двором должна была быть ещё одна комната, а не дорога. Это наводит на мысль, что часовня, вероятно, была частной и соединялась с домом. Вполне возможно также, что часовня служила в погребальных целях, ибо под стеной, идущей к югу от алтарной апсиды, были найдены кости нескольких разных людей.

Колонны сделаны из необычного чёрного базальта. Это единственный пример использования такого камня в Ани, за одним исключением. В цитадели есть башня, построенная полностью из уже однажды использованных блоков такого же камня. Возможно, они были взяты из других частей языческого храмового комплекса или из других сооружений того же периода. Вогнутые срезы на концах этих блоков указывают но то, что они были взяты со строения, сооруженного с использованием древней техники кладки, когда большие каменные блоки скреплялись между собой при помощи железных скоб в виде хвоста ласточки, залитых свинцом. Существование в Армении зороастрийских храмовых сооружений в форме накрытого куполом квадратного пространства, держащегося на четырёх колоннах, возможно, подтолкнуло развитие купольных церквей с центральной планировкой, так характерных для средневековой Армении.

Внимание, все права на материалы данного сайта зарезервированы автором. Копирование запрещено!