Женский монастырь имени Святой Рипсиме

Монастырь располагался на скалистом выступе, возвышающемся над рекой Ахурян неподалеку от моста. В нём, по-видимому, постоянно проживала небольшая община монахинь. В пределах огороженной стенами территории видны остатки нескольких зданий, среди которых наиболее важным была очень маленькая, но стройная и крайне привлекательная церковь. На ней нет никаких надписей. Вероятнее всего, она была построена в начале 13 века, однако вполне возможно, что и в первой половине 11-ого. В настоящее время эта церковь является едва ли не самым живописным сооружением, более или менее сохранившимся в Ани, и представляет собой изящное маленькое зданьице из красноватого камня, стоящее на вершине скалы. В одной из надписей на церкви Диграна Оненца имеется упоминание о стоящем неподалеку монастыре, называемом Бехенц, реставрацию которого производили на деньги Диграна Оненца. По всей вероятности, речь в ней идёт об этом монастыре. Здание церкви имеет довольно сложную структуру, несмотря на свой миниатюрный размер. Весь её внешний вид подчёркивает высоту здания. Имеющая вид полузакрытого зонта крыша над куполом чрезвычайно сложная, ибо она остроконечная и имеет зигзагообразную форму. Это единственный уцелевший пример такой крыши в Ани, тем не менее, вполне возможно, что этот стиль кровли возник именно в этом районе, ибо, к примеру, купол церкви Святого Саркиса в Хндзгонкском монастыре в 25 километрах юго-западнее Ани неподалеку от Дигора, покрыт аналогичной крышей, причём построен он в 11 веке.

Наряду с резными украшениями для декорирования части наружных поверхностей применялась краска: камень до сих пор содержит следы темно-красного и кремово-белого пигмента. Его применяли настолько искусно, что создавалось впечатление, что это сам камень имеет соответствующие оттенки. Иногда краску накладывали непосредственно на всю плоскую поверхность камня, как например на ленту из узоров в форме ромба, расположенную под карнизом нижней крыши, попеременно выкрашивая ромбики в темный и светлый тона, с тем, чтобы создать эффект зигзага. Иногда красили только резные элементы, как в случае ряда полукругов, находящихся под основанием барабана купола, а также под трёхгранными фронтонами верхней зонтичной крыши.

Внутри церкви имеется шесть крохотных апсид (полукруглых комнатушек) вокруг центральной круглой части, над которой возвышается миниатюрный купол, покоящийся на высоком цилиндрическом барабане. В здании всего пять окон – четыре в барабане и ещё одно в восточной апсиде. Интерьер очень прост, без фресок. Вход через западную апсиду, напротив которой когда-то стояло небольшое крыльцо. По соседству к югу находится маленькая прямоугольная однонефная часовенка с полукруглой алтарной апсидой.

К сожалению, в настоящее время турецким пограничникам запрещено допускать экскурсантов к монастырю Святой Рипсиме.

Внимание, все права на материалы данного сайта зарезервированы автором. Копирование запрещено!