Кафедральный собор

Ближе к южной оконечности города стоит внушительный кафедральный собор, самое большое и величественное здание в Ани, архитектурное сооружение мирового масштаба.

Согласно различным историческим источникам и надписям известно, что строительство было начато в 989 году при царе Смбате II, правившем с 977 по 989 год, и было завершено, после перерыва, в 1001 в период правления Катранидех, жены Гагика. Собор является творением Дртада – одного из самых знаменитых архитекторов средневековой Армении.

Во время осады 1064 года собор играл очень важную роль символа. Как только победившие турки стали грабить город, один из них забрался на крышу собора и столкнул вниз огромный крест, возвышавшийся над куполом. Говорят, что потом его замуровали перед входом в собор, который переделали в мечеть и назвали Фетихье Джамиши (Мечеть Победы), так чтобы правоверные мусульмане всегда как бы топтали крест гяуров.

В 1124 году собор вновь перешёл к христианам. Надписи на стенах свидетельствуют о проводимых здесь реставрационных работах в начале 13-ого века. К сожалению, в результате ужасающего землетрясения 1319 года упал купол собора. Видимо, с этого момента, здание уже формально не использовалось в религиозных целях.

Вид на кафедральный собор с главных (львиных) ворот.
Снимок сделан 26 октября 2003 года

Как и большинство других армянских зданий, собор построен исключительно из камня. Облицовка из очень точно отрезанных и великолепно отшлифованных кусков базальта разного цвета, скрывает забетонированный с применением булыжника остов здания. Здание имело форму куполообразной базилики. Подобного образа здания строились в Армении с седьмого века. Однако проект Дртада возвысил эту старую форму до новых вершин сложности и оригинальности.

Потеря центрального купола придала зданию форму призмы, которой оно изначально не обладало. Очень жаль, но в истории собора играли и продолжают играть роковую роль землетрясения. Остатки барабана купола были разрушены в результате землетрясения 1832 года. Зияющая дыра в северо-западном углу собора – результат разрушительного спидагского землетрясения 7 декабря 1988 года, докатившегося и до Ани. Оно же вызвало серьёзные повреждения и в юго-западном углу. Взрывные работы в карьере, проводимые в 2000/2001 годах в непосредственной близости от Ани Арменией повлекли дальнейшие разрушения: трещина в юго-западном углу значительно углубилась и расширилась, западная стена начала движение и сейчас есть определённый риск полного обвала западного фасада.

Имеется три входа в собор, с севера, с юга и с запада – использовавшиеся традиционно для патриарха, царя и остального люда соответственно. У каждого из входов изначально имелось сводчатое крыльцо. В настоящее время от каждого их них мало что осталось, разве что куски крыши, держащиеся на висящих в воздухе опорах.

Характерные трехгранные ниши, вырезанные в северном, южном и восточном фасадах, мысленно увеличивают реальную толщину и высоту стен собора и играют как бы роль дополнительных пирамидальных опор. На западном фасаде нет ниш, ибо стены тут значительно толще, дабы могли выдержать дополнительную нагрузку, производимую большими арочными сводами, расположенными внутри собора.

Изнутри собор кажется высоким и довольно тёмным и был бы ещё темнее, если бы купол был на месте. Это не упущение, а замысел архитектора, имеющий целью подчеркнуть величественность сооружения. Несмотря на применение классической базилики, бросается в глаза некоторая большая продольная выразительность здания, длина которого мала по сравнению с шириной и высотой, причём вертикальные пропорции ещё более подчёркиваются группировкой квадратных и полукруглых пилястров вокруг центральной колонны. В кладке видны большие пробелы, свидетельствующие о том, что в этих местах, скорее всего, были хачкары, вырубленные в конце 11 века, когда турки превратили здание в мечеть или позже, разбойниками курдами — охотниками за золотом. Армянские надписи внутри собора были в последние годы преднамеренно скрыты с помощью краски, подобранной под цвет камня. Всё это наряду с неизбежным для заброшенного здания птичьим помётом уничтожило почти весь прекрасный внутренний интерьер. Интересно отметить, что когда облицовочный камень над полом разрушился, то показался вымощенный из грубого камня фальшпол, на котором можно было без труда увидеть выгравированные элементы плана собора. Вероятно, что прежде чем возводить стены, архитектор решил вырезать на полу весь план собора – древнегреческие храмы закладывались подобным же образом.

Внимание, все права на материалы данного сайта зарезервированы автором. Копирование запрещено!