Собор царя Гагика имени
Святого Григория Просветителя
«Гагикашен»

Исторические источники свидетельствуют, что в конце 1000 года царь Армении Гагик I (990-1020) по совету Василия Македонянина решил воздвигнуть в Ани церковь тысячелетия, равную по величине и схожую по структуре с великой церковью Вагаршапата, разрушенную около 930 года землетрясением, и выбрал для нее в качестве архитектора Дртада – автора Кафедрального Собора в Ани. Церковь была построена в период между 1001 и 1005 годами (хотя некоторые источники утверждают, что с 990 по 1000 годы). Вагаршапатская церковь, о которой идёт речь, на самом деле была грандиозным Кафедральным Собором — Храмом Бдящих Сил, как его называли. Располагался он в пяти километрах от Вагаршапата (Эчмиадзина) в нынешнем посёлке Звартноц, название которого можно перевести с армянского, как Бодрствующий или Небесный Ангел. Сооружён был этот Храм между 642 и 645 годами на месте предполагаемой встречи Царя Дртада III и Святого Григория Просветителя. Согласно преданию, его возводили с целью дать достойное прибежище останкам святого.

Руководителем строительства, а возможно и архитектором Звартноца, был католикос Армении Нерсес III, прозванный Строителем. Он был про-византийски настроенной личностью и в своём Кафедральном Соборе объединил византийские и армянские архитектурные формы, приведшие к появлению поразительно элегантного, сложного и смелого новаторского сооружения. Церковь Гагика, построенная по проекту Дртада, очень близко повторяет план и размеры Звартноца и представляет собой круглую галерею, в которую вписана четырёхлепестковая внутренняя часть или, если сказать по-другому, это четыре открытые апсиды, находящиеся внутри одной общей большой круглой внешней стены.

Надо сказать, что ни Звартноц, ни церковь Гагика I не обладали достаточной устойчивостью, что и явилось главной причиной их разрушения. В 1013 году предпринималась попытка усилить конструкцию церкви. Две средние колонны каждой апсиды серьёзно обложили дополнительной кладкой, так что они превратились в основные опорные элементы здания. Но и это не помогло, и церковь вскоре всё же рухнула. Анализ показывает, что в обоих случаях зодчим не удалось полностью перенести тяжесть верхних ярусов на элементы, служившие главными опорами, и в результате часть нагрузки легла на арки и своды зданий.

В 13 веке вокруг того места, где когда-то стоял Гагикашен, и даже на самом этом месте выстроили жилые дома, причём похоже, что для этой цели даже частично использовались камни с развалин. Позже то, что осталось от руин церкви, было настолько занесено слоем пыли, что к концу 19 века всё, что можно было увидеть на этом месте, так это несколько стен на высокой насыпи. Основная заслуга в том, что сегодня нам известно об этой церкви, принадлежит археологической экспедиции Николая Мара 1906 года. Ей удалось раскопать многое из церковной утвари, практически всё основание церкви, и, самое главное, статую царя Гагика I, державшего в руках аккуратную выполненную с соблюдением пропорций модель своей церкви. К сожалению, фрагмент, соответствующий верхней части модели, так и не был найден, так что истинный вид церкви, вообще говоря, неизвестен. Высота статуи была около 2 метров 25 сантиметров, на камне оставались следы краски, указывающие на то, что она была окрашена. Царь Гагик был одет в длинный красный кафтан и большой белый тюрбан – костюм, иллюстрирующий тесные культурные связи между двором Гагика и Арабским Халифатом. На шее висело распятие.

По всей видимости, как Звартноц, так и Гагикашен имели вид высокой трёхступенчатой ротонды. Их четырёх-лепестковая внутренняя часть поднималась снизу доверху через все ступени ротонды и была накрыта высоким куполом на барабане. Говорят, что купол церкви Гагика имени Святого Григория должен был воспроизводить небо, как будто его там и не было вовсе.

Внимание, все права на материалы данного сайта зарезервированы автором. Копирование запрещено!