Церковь Святых Апостолов

Представляется, что эта очень важная для Ани церковь была основана благородной династией Пахлавуни и использовалась архиепископом, принадлежавшим к этой династии. На стенах имеются надписи, но ни в одной из них не сказано, когда и кем была основана церковь. Самая ранняя надпись гласит, что в 1031 году Абугамир Пахлавуни пожертвовал церкви деньги. В 1909 году археологическая экспедиция, возглавляемая Николаем Марром, полностью раскопала церковь Святых Апостолов и прилегающие здания, а 1912 году большая часть слабых элементов конструкции здания и южного притвора была усилена. Стены церкви были укреплены в восьми наиболее критических местах. В облицовке нижней части восточного фасада южного притвора были восстановлены все недостающие камни, а для поддержки нависшей части покрытого сталактитами (мукарнасного) купола была установлена специальная балка. К сожалению, плоды проделанной экспедицией работы сегодня практически полностью уничтожены и мало что осталось от зданий, раскопанных в 1909 году.

В основании церкви лежал квадрат, в центр которого был вписан четырёхлистник, а по углам размещалось по одной комнате. Другими словами, церковь изнутри представляла собой четыре апсиды, заключённые в здание кубической формы, по углам которого, с целью заполнения пустого места, располагались комнаты, служившие, скорее всего в качестве молелен. Такого рода проекты использовались в Армении, начиная с 7 века, однако применённые в этой церкви элементы декорации позволяют отнести её по стилю к первой трети 11-ого столетия. В церковь входили через двери в северной и южной апсидах. Они имели массивные перемычки, вылепленные с применением фриза с окантовкой из листьев между двумя рядами зубчатого орнамента, характерные для дверных проёмов 11 века в Ани. Хотя очень мало что из верхних элементов церкви дожило до наших дней, находки, сделанные во время раскопок 1909 года, позволили полностью воссоздать её первоначальный вид. При строительстве центрального купола для того, чтобы уменьшить его вес, в конструкции оставляли полости, которые обмазывали глиной. На листах, использовавшихся для покрытия конической крыши над куполом, были выгравированы гроздья винограда и граната. Четыре угловые молельни представляли собой как бы миниатюрные церкви – в каждой из них имелась одна апсида и полностью соответствующий интерьер, в двух восточных молельнях были даже свои отдельные комнатки для моления. Особенный интерес представляет то обстоятельство, что каждая из молелен была увенчана куполом на барабане, так что это были даже как бы не молельни, а часовни или если, хотите, церквушки. Это последнее архитектурное решение делает проект этой церкви уникальным для Армении.

Церковь вначале видимо была построена посреди открытого церковного двора. С течением веков этот двор заполнился постройками, которые, в конце концов, полностью окружили главное сооружение – церковь. Только одно из этих зданий, южный притвор, хотя и почти полностью разрушенное, но всё же ещё стоит. От остальных остались только фундаменты, откопанные экспедицией Мара. Та часть церковного двора, которая осталась незастроенной, была напротив северо-восточного угла церкви и восточного фасада южного притвора. Уровень земли на церковном дворе был ниже уровня земли в городе. Параллельно восточному фасаду церкви проходила улица, которая была на полтора метра выше. С этой улицы во внутренний двор церкви как раз напротив южного притвора спускалась лестница из шести ступенек. Весь двор церкви был покрыт каменными плитами, причём большинство из них служило также и в качестве надгробных. Здесь также были найдены остатки хачкаров, покрытых ажурной резьбой. Надгробными плитами заполнено также и пространство за восточной стеной церкви. Напротив этой стены имелись ступеньки, ведущие вниз в сводчатую комнату, находившуюся под улицей и служившую, вероятно, мавзолеем. Кроме того, мавзолей имелся напротив северо-восточного угла церкви, по найденным в 1909 году фрагментам скульптурных частей которого можно сделать вывод, что он был построен в конце 12 века. У северной стены церкви тоже был притвор. Он тоже служил мавзолеем, и в нём была направленная на восток апсида. Основываясь на дизайне имевшихся в притворе колонн и пилястр, Николай Марр пришёл к выводу, что он был сооружён самое позднее в первой половине 11 века. В нём было два входа – один с запада вёл в комнату с бледными стенами, другой – с востока, ведущий, скорее всего, в главный внутренний двор через мавзолей, расположенный в северо-восточном углу. Существовало также ещё помещение, построенное напротив западного фасада здания. Оно опять-таки служило мавзолеем. Доступ к нему был организован через дверь на западной стороне южного притвора. Было обнаружено, что у него была крыша, державшаяся на деревянной мачте, укреплённой на каменном многоугольном основании. Внутри была найдена надгробная плита католикоса Барсега с надписью, датированной 1184 годом.

У южного фасада здания церкви был построен великолепный притвор (нартекс), называемый по-армянски Գավիթ. По всей видимости, он был построен в начале 13 века. К сожалению, в настоящее время, вся западная и вся южная стены, а также почти весь потолок в западной части притвора обрушены. Почти неповреждённым остался только его западный фасад. В турецкой литературе это чудесное армянское сооружение называется «сельджукским караван-сараем». На стенах притвора много армянских надписей, большинство из которых относится к 13-ому веку (самая ранняя от 1215 года), некоторые к 14-ому (самая поздняя надпись сделана в 1348 году). Многие из этих надписей по своей природе не имеют прямого отношения к церкви. Так, в них упоминаются декреты о полном или частичном освобождении от уплаты налогов или торговых пошлин и т.п. вещи. Эти надписи очень важны для истории, так как они иллюстрируют экономическую жизнь Армении этого периода и позволяют предположить, что этот притвор использовался как в религиозных целях, так и для мирских дел.

Богато украшенный резными узорами восточный фасад здания притвора – результат сильного влияния сельджукского и иранского искусства. Вход принял форму пештака – портала, вставленного в нишу в форме айвана и окруженного декоративным косяком. Крыша ниши имела форму мукарнасного свода. Рама представляла собой арку с двойным гуськом (синусом). Поверх этой арки, где, если бы речь шла о чисто мусульманской постройке, должны бы были размещаться какие-то круглые резные или керамические украшения, однако там находятся небольшие окна. Остальная часть фасада содержит неглубокие V-образные ниши, перемежающиеся с вертикальными лентами декоративных плетённых узоров, искусно вырезанных на камне.

Контраст между довольно-таки плоским наружным видом притвора и динамизмом внутри здания вряд ли может быть большим. Потолок держится на двух парах пересекающихся по диагонали арок, сверху которых свисает лепное украшение из сталактита. Эти арки образуют ромбовидной формы центральный отсек, на котором стоит отделанный мукарнасом (сталактитом) купол. Говорят, что этот купол должен был иметь круглое окно в своей вершине, хотя, похоже, что нет никаких видимых свидетельств тому. Остальные отсеки, образованные арками, покрыты плоскими потолочными элементами, которые очень богато украшены мозаичными узорами из камней красного, коричневого и чёрного цветов. Весь интерьер притвора есть не что иное, как торжество силы искусства каменных дел мастеров.

Проект притвора, с его пересекающимися по диагонали, а не перпендикулярными стенам апсидами, является, возможно, уникальным для армянских зданий. Обманчивая простота плана пола в двух квадратных участках подчёркивается выступающими в нижней части вперёд пилястрами. Вместе с тем, возвышение покрытого куполом центрального отсека над этими участками приводит к изумительному эффекту впадающих друг в друга объёмов – вещи, которую редко можно встретить за пределами архитектуры барокко. К югу от южного притвора стояло здание маленькое церкви, которое было старше всех упомянутых выше сооружений. Оно было расположено выше уровня внутреннего двора церкви Святых Апостолов и даже выше проходящей рядом улицы. Эта церквушка состояла из одного корабля, кончающегося полукруглой апсидой. К южной части апсиды было пристроено дополнительное крыло. Поскольку к северной части ничего пристроено не было, Марр предположил, что изначально там была дополнительная стена, но потом её разобрали, чтобы добавить комнату к южному притвору. В метре к югу от этой маленькой церкви на том же уровне находилось ещё одно здание, служившее мавзолеем. В нём при раскопках была найдена плита, на которой имелся очень интересный барельеф, где были изображены гранатовые деревья с ветвями, полными плодов и листьев, что по стилю можно было бы отнести аж к седьмому веку.

Внимание, все права на материалы данного сайта зарезервированы автором. Копирование запрещено!