Церковь династии Абугамиров имени Святого Григория

Вид, открывающийся с карсских ворот города.
Снято на цифровую камеру OLYMPUS 26 октября 2003 года.

Эта небольшая церковь стоит на краю обрыва над цветущим ущельем. Интересно отметить, что практически все церкви в Ани строились очень близко к краю плато, так чтобы они лучше всего смотрелись из-за пределов города. Похоже, что церковь была основана в конце 10 века, на что указывают многие характерные для того периода черты здания, и что строительство велось по заказу князя Григора Пахлавуни, желавшего воздвигнуть в Ани личную церковь для рода Пахлавуни. Этот род приобрел очень большое влияние в последние годы независимости Армении. Наиболее знаменитым был Ваграм Пахлавуни, лидер фракции, противодействующей вхождению Ани в состав Византийской Империи. Ваграм упоминается в надписи, высеченной на тимпане над дверным проёмом, в которой говорится, что он накопил деньги, чтобы отдать их потом простым людям, чтобы они могли молиться за упокой души его сына Абугамира (отсюда и название церкви). Вместе с тем, на стенах церкви имеется и другая надпись, в которой в частности, говорится что «в году 489 (1040), Я, Аблгариб, марзпан Армении, сын Григора и внук Абугамира, хотя отец и пренебрегал мной в связи с тем, что я был младшим сыном, всё же, несмотря на это, движимый любовью к своим родителям, восстановил эту церковь, где обрели вечный покой мой отец, Григор, мой брат Хамза и моя сестра Седа, а также построил ещё две часовни, Святого Степаноса и Святого Христофора с условием, что в первой каждую пятницу священники будут служить молебен по моей матери Шушан, а каждую субботу по моему отцу Григору, а во второй каждую пятницу по моей сестре Седе…» К сожалению, от этих двух часовен-гробниц, остался один только фундамент, примыкающий к церкви с севера. Поскольку Ваграм Пахлавуни погиб в сражении в 1047 году, то, скорее всего, его тело тоже покоилось здесь, пока в 1998 году фундамент не был разрыт охотниками за сокровищами. То, что там были могилы, можно сказать с абсолютной уверенностью, так как среди развалин, оставшихся после охотников за драгоценностями, тут и там лежали фрагменты человеческих костей. Точно можно сказать, что было, по крайней мере, три могилы, каждая из которых была залита толстым слоем бетона.

Основание церкви представляет собой правильный двенадцатиугольник, так что фасад здания представляет собой двенадцать одинаковых плоскостей, на которых, поочерёдно сменяя друг друга, располагаются то глубокие ниши, то маленькие узкие окна. На западной стороне две ниши намного меньше, т.к. там с обеих сторон апсиды находятся небольшие дополнительные помещения. Они втиснуты в прямоугольные наподобие дверного тамбура конструкции, выдающиеся за пределы фасада. Нижние части этих необычных элементов здания утрачены. Вероятно, вследствие того, что в них находилось что-то важное: хачкары, надписи, а может быть, они указывали и на место захоронения. Единственный вход находится в юго-западной части, что необычно, ибо вход всегда делался с западной стороны для соблюдения оси запад-восток, но вполне объяснимо, если учесть что в противном случае открытая дверь нависала бы практически прямо над пропастью. Позднее у входа соорудили что-то вроде крытого крыльца, но теперь от него практически ничего не осталось, разве что следы бетона на стене над дверным проёмом да несколько каменных блоков, применявшихся при кладке. Разнообразие форм, использованных при строительстве фасада (особенно эти тамбуроподобные пристройки с аккуратными карнизами тонкой работы), и игра света и тени на нём настолько впечатляют, что возникает чувство, будто это почти барокко.

Изнутри здание выглядит довольно просторным, хотя этого никак нельзя было предположить, глядя снаружи. Церковь имеет централизованную шестилепестковую форму. Шесть апсид, каждая длиной ровно в три четверти окружности, сгруппированы вокруг центра. Над ними, опираясь на паруса, стоит цилиндрический барабан, освещённый 12 окнами и накрытый полукруглым куполом. На куполе и стенах алтарной апсиды видны неотчётливые следы фресок. Они явно были нарисованы позднее, вероятно в 13 веке. По обе стороны алтарной апсиды имеются маленькие комнатушки – вероятно молельни.

Внимание, все права на материалы данного сайта зарезервированы автором. Копирование запрещено!