Церковь Христа Спасителя

Эта большая церковь, расположенная в северо-восточной части Ани к северу от церкви Тиграна Оненца, вся испещрена длинными изящными надписями, свидетельствующими о большей части её истории. В одной из них, в частности, говорится, что «в году 484-ом (1035), Я, марзпан (генерал) Аблгариб, взял эдикт шахиншаха (царя царей) Смбата, адресованный Михаилу, греческому Императору, в Константинополь, и, с большими усилиями и огромными затратами, купил фрагмент Святого Креста, и по возвращении построил этот храм, в котором повелеваю священникам вести вечерние службы до второго пришествия Христа…». В другой надписи упоминаются реставрационные работы 1193 года, когда к церкви была добавлена пара идентичных внешних строений для странствующих паломников, называемых Ժամատուն. В третьей, от 1291 года, говорится о строительстве колокольни напротив входа в церковь. К сожалению, от этих конструкций сегодня практически ничего не осталось, если не считать следов бетона на фасаде церкви. Ещё одна надпись гласит о том, в 1342 году князь Ваграм Закарид сделал заказ на реставрацию купола, и, что выполнил этот заказ архитектор Василь. К концу 19 века церковь всё ещё была цела, хотя и находилась в сильно обветшалом состоянии. Как писал Линч, посетивший Ани в 1894 году, это здание не выдержит дальнейшего испытания временем, если не будут предприняты шаги, необходимые для удержания его от обрушения». В 1912 году русские археологи восстановили большую секцию кладки на восточном фасаде, однако, всё же, восточная часть церкви не выдержала урагана 1957 года и обрушилась. Оставшаяся часть здания церкви сильно пострадала в результате землетрясения 1989 года – появились глубокие трещины. Сейчас имеется риск полного разрушения великолепного памятника. В 1999 году дверной проём заложили грубой каменной кладкой в качестве запоздалой меры по предотвращению дальнейшего разрушение здания. И хотя это, в действительности, не даст никакого эффекта, зато позволит турецким властям сказать, что они предпринимали какие-то усилия по спасению церкви.

Внешне церковь выглядит практически круглой, хотя на самом деле в основании лежит правильный 19-угольник. Очень большой и очень высокий барабан, как ни странно, абсолютно цилиндрический. На нём с внутренней стороны стоит полукруглый купол. В церкви имеется единственный вход с южной стороны через величественный дверной проём, над которым находится красивый архитрав с псевдо-старинным резным орнаментом. Внутри имелось восемь апсид, одна из которых, алтарная, была значительно больше остальных. На каждой стороне алтарной апсиды находились крохотные молельни, втиснутые внутрь толстых внешних стен церкви. Эта увеличенная апсида и особенно молельни, уменьшившие толщину восточной стены, вероятно, были самым узким местом в конструкции здания, повлекшим за собой его дальнейшее разрушение.

На стенах и полукуполах каждой оставшейся апсиды, а также на парусах имеются бледные фрески. Все они очень высокого качества исполнения и являются, пожалуй, византийскими по стилю, хотя рисовал их армянский художник Саркис Бартчканс. Вероятно, они были сделаны в конце 13-ого века, вполне возможно, что во время реставрации 1291 года. Похоже, что позднее на фрески наносили побелку, и они сейчас находятся в очень плохом состоянии. Разрушенная алтарная апсида имела фреску, изображающую Христа на Троне, остальные апсиды содержали другие сцены из жизни Христа и каждого из четырёх составителей канонических Евангелий.

Наиболее потрясающим аспектом архитектурного дизайна церкви является, необычно огромный барабан, мало уступающий в диаметре основанию церкви. Этот огромный барабан и купол создавали значительное напряжение в нижней конструкции церкви. Чтобы избежать слабостей в ней зодчие решили не делать внизу окон, за исключением небольшого круглого оконца над входом и крошечного окна в апсиде. Церковь Христа Спасителя в Ани – одна из наиболее геометрически безупречных армянских церквей – она всецело состоит из элементарных геометрических объёмов – цилиндров и сфер. Она также представляет наиболее технически смелое архитектурное решение, реализованное в Ани. Метод строительства, применявшийся в средневековой Армении, заключался в том, что сначала дробили камни и с помощью бетона заливали остов здания. Затем нарезали куски красивого камня и облицовывали его. При строительстве этой церкви анийцы подняли качество этой монолитной архитектуры на ещё более высокий уровень. Крыши, купол, барабан, стены, колонны, апсиды, всё в ней было слито в одну физическую сущность. Вот почему разрушилось сразу пол церкви – вся её структура говорила: либо будет стоять всё, либо ничего.

Внимание, все права на материалы данного сайта зарезервированы автором. Копирование запрещено!